1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к
рабочей программе по предмету «Информатика и ИКТ» для 7-9 класса
Рабочая
программа составлена на основе «Примерной программы основного общего
образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от
09.03.04. № 1312).
Цели изучения информатики.
Освоение
системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной
картины мира.
Формирование
понимания роли информационных процессов в биологических, социальных т
технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных
процессов с помощью ИКТ.
Формирование
представлений о важности информационных процессов в развитии личности,
государства, общества.
Осознание
интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать
понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в
различных предметных областях.
Приобретение
опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в
учебной и практической деятельности.
Приобретение
умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.
Федеральный компонент государственного стандарта
общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-6
классах. Основное содержание курса (7-9 классы) общего образования по
информатике и информационным технологиям, в целом за 3 года обучения рассчитано
на 105 часов, из них в 7 классе – 35 часов (1 ч. в неделю), в 8 классе – 35 часов
(1 ч. в неделю), в 9 классе – 35 часов (1 ч. в неделю). В связи с тем, что в
учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели в 9-ых классах,
то на программу в 9 классе вместо 35 часов отводится всего 34 часа. Уменьшение
часов происходит за счет резерва времени. Программа соответствует федеральному
компоненту государственного стандарта основного общего образования по
информатике и информационным технологиям.
Структура
курса
1. Введение
в информатику – 17 часов.
2. Алгоритмы
и элементы программирования – 42 часа.
3. Использование
программных средств и сервисов – 9 часов.
4. Работа
в информационном пространстве – 10 часов.
Резерв - 27 часов.
Текущий
контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного
опроса. Программой предусмотрено проведение контрольных работ, контрольного
тестирования, практических работ, в том числе
7
класс: практических работ - 17,
контрольных работ – 5;
8
класс: практических работ - 20, контрольных работ – 4;
9
класс: практических работ - 17,
контрольных работ – 4; контрольное тестирование - 1
Практические работы, направлены на отработку отдельных
технологических приемов. Контрольные работы проводятся после каждого раздела. Практикум
предполагает использование актуального содержательного результата, осмысленного
и интересного для учащихся.
О
внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
1. При реализации рабочей программы используется
дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для
максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом,
для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной
подготовке рефератов, докладов и разработке проектов в группах.
Изучение раздела «Компьютер как универсальное средство
для обработки информации» расширено темой «Компьютерные вирусы и антивирусные
программы», так как для данного класса, где 70% учащихся имеют дома компьютер,
эта тема представляет практический интерес.
В раздел «Мультимедийные технологии» добавляется тема
«Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа
(обзорно)» для развития у учащихся целостного представления о мультимедийных
технологиях.
В тему «Начальные сведения об архитектуре компьютера»
включен дополнительный материал «Основные характеристики ПК (тактовая частота,
разрядность, объем внутренней памяти). Компьютерная память».
В тему «Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение» включен
дополнительный материал «Системное программное обеспечение. Системы
программирования (обзор)»
В тему «Текстовый редактор» включен дополнительный
материал «Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов».
В тему «Работа с текстовым редактором» включен
дополнительный материал «Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа
режимов правой кнопки. Горячие клавиши
для форматирования».
В тему «Дополнительные возможности текстового редактора»
включен дополнительный материал «Вставка в документ графического объекта.
Работа с графическими режимами графических объектов.
В тему «Компьютерная графика: растровая и векторная»
включен дополнительный материал «Виды компьютерной графики (деловая,
конструкторская и т.д.)
Технические средства компьютерной графики».
В тему «Форматы графических файлов» включен
дополнительный материал «Редакторы работы с фотографиями (обзор)».
В тему «Понятие и области применения мультимедиа
Технические средства мультимедиа» включен дополнительный материал «Программы
создания анимационных роликов (обзор)».
В тему «Компьютерные презентации» включен
дополнительный материал «Использование эффектов анимации в слайдах. Использование эффектов анимации при настройке
показа презентации».
В тему «Технические приемы записи звуковой и
видеоинформации» включен дополнительный материал «Композиция и монтаж.
Программы обработки видео и аудио информации (обзор)».
3. В примерной программе на изучение курса в 9 классе
отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов в
соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
4. Увеличивается время на повторение, систематизацию и
обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет
учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к
изучению нового материала следующей ступени обучения.
5. Изменена очередность изучения разделов рабочей
программы «Информационные технологии в
обществе» и «Коммуникационные технологии». Считаю целесообразным поменять порядок изучения разделов программы,
так как у обучающихся сначала должно сформироваться представление об
организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов,
об информационной безопасности и правовой охране информационных ресурсов, об
этике и праве при создании и использовании информации, а лишь затем познакомить
их с процессом передачи информации по глобальным сетям, с сервисами
компьютерных сетей: Всемирной паутиной, файловыми архивами, интерактивным
общением, поиском информации и электронной почтой.
6. В связи с тем, что у 50% обучающихся имеется
повышенный интерес к изучению раздела «Алгоритмы и исполнители», в рабочей
программе за счет уменьшения времени, отводящегося на резерв, выделено
дополнительное время на изучение тем: «Языки программирования», «Правила
представления данных», «Правила записи основных операторов», «Правила записи
программы».
При составлении тематического планирования
предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На каждом уроке сделан акцент на
организацию рабочего места ученика, а также способах и приемах преподавания,
выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья
ребенка. Проводится гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
На уроках, в зависимости от содержания учебного
материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании
здорового образа жизни, а также снижении перегрузок учебным материалом и
домашними заданиями. Содержание уроков информатики составляют устные и
практические задачи, упражнения. Они связаны со здоровьем обучающихся, не
только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А
эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных
в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач
учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении
фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий
сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на
организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к
здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Планируемые
результаты
Личностные результаты освоения
информатики:
1) Формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики.
2)
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности.
3) Формирование ценности здорового и безопасного образа
жизни.
Метапредметные результаты
освоения информатики:
1) Умение
самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2) Умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
3) Умения определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы.
4) Умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач.
5) Формирование и развитие компетентности в области
использования ИКТ.
Не увидела обоснование в соответствии с условиями применения, целями данной образовательной организации или обоснование в соответствии с образовательными запросами родителей, обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, развитии)
ОтветитьУдалить