Задание 5

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по предмету «Информатика и ИКТ» для 7-9 класса

Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312).
Цели изучения информатики.
Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира.
Формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных т технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ.
Формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества.
Осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях.
Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности.
Приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-6 классах. Основное содержание курса (7-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 3 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 7 классе – 35 часов (1 ч. в неделю), в 8 классе – 35 часов (1 ч. в неделю), в 9 классе – 35 часов (1 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели в 9-ых классах, то на программу в 9 классе вместо 35 часов отводится всего 34 часа. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Структура курса
1.      Введение в информатику – 17 часов.
2.      Алгоритмы и элементы программирования – 42 часа.
3.      Использование программных средств и сервисов – 9 часов.
4.      Работа в информационном пространстве – 10 часов.
Резерв  - 27 часов.
 Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Программой предусмотрено проведение контрольных работ, контрольного тестирования, практических работ, в том числе
7 класс: практических работ -  17, контрольных работ – 5;
8 класс: практических работ -  20,  контрольных работ – 4;
9 класс: практических работ -  17, контрольных работ – 4; контрольное тестирование - 1
Практические работы, направлены на отработку отдельных технологических приемов. Контрольные работы проводятся после каждого раздела. Практикум предполагает использование актуального содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
1. При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане, создавая условия для максимального информационного развития школьников, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика при самостоятельной подготовке рефератов, докладов и разработке проектов в группах.
Изучение раздела «Компьютер как универсальное средство для обработки информации» расширено темой «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», так как для данного класса, где 70% учащихся имеют дома компьютер, эта тема представляет практический интерес.
В раздел «Мультимедийные технологии» добавляется тема «Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа (обзорно)» для развития у учащихся целостного представления о мультимедийных технологиях.
В тему «Начальные сведения об архитектуре компьютера» включен дополнительный материал «Основные характеристики ПК (тактовая частота, разрядность, объем внутренней памяти). Компьютерная память».
В тему «Программный принцип работы компьютера.  Программное обеспечение» включен дополнительный материал «Системное программное обеспечение. Системы программирования (обзор)»
В тему «Текстовый редактор» включен дополнительный материал «Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов».
В тему «Работа с текстовым редактором» включен дополнительный материал «Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа режимов правой кнопки.  Горячие клавиши для форматирования».
В тему «Дополнительные возможности текстового редактора» включен дополнительный материал «Вставка в документ графического объекта. Работа с графическими режимами графических объектов.
В тему «Компьютерная графика: растровая и векторная» включен дополнительный материал «Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.)
Технические средства компьютерной графики».
В тему «Форматы графических файлов» включен дополнительный материал «Редакторы работы с фотографиями (обзор)».
В тему «Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа» включен дополнительный материал «Программы создания анимационных роликов (обзор)».
В тему «Компьютерные презентации» включен дополнительный материал «Использование эффектов анимации в слайдах.  Использование эффектов анимации при настройке показа презентации».
В тему «Технические приемы записи звуковой и видеоинформации» включен дополнительный материал «Композиция и монтаж. Программы обработки видео и аудио информации (обзор)».
3. В примерной программе на изучение курса в 9 классе отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
4. Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.
5. Изменена очередность изучения разделов рабочей программы  «Информационные технологии в обществе» и «Коммуникационные технологии». Считаю целесообразным  поменять порядок изучения разделов программы, так как у обучающихся сначала должно сформироваться представление об организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов, об информационной безопасности и правовой охране информационных ресурсов, об этике и праве при создании и использовании информации, а лишь затем познакомить их с процессом передачи информации по глобальным сетям, с сервисами компьютерных сетей: Всемирной паутиной, файловыми архивами, интерактивным общением, поиском информации и электронной почтой.
6. В связи с тем, что у 50% обучающихся имеется повышенный интерес к изучению раздела «Алгоритмы и исполнители», в рабочей программе за счет уменьшения времени, отводящегося на резерв, выделено дополнительное время на изучение тем: «Языки программирования», «Правила представления данных», «Правила записи основных операторов», «Правила записи программы».
При составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а также способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. Проводится гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а также снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Содержание уроков информатики составляют устные и практические задачи, упражнения. Они связаны со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения информатики:
1) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
2) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
3) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты освоения информатики:
1) Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
3) Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
4) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
5) Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.



1 комментарий:

  1. Не увидела обоснование в соответствии с условиями применения, целями данной образовательной организации или обоснование в соответствии с образовательными запросами родителей, обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, развитии)

    ОтветитьУдалить