"Требования к уровню подготовки выпускников"
Блок содержания
|
Требования к уровню подготовки Стандарт 2004
|
Требования
к уровню подготовки выпускника ФГОС НОО/ООО/С(П)ОО
|
Введение
в информатику
|
Учащиеся должны знать:
связь
между информацией и знаниями человека;
что
такое информационные процессы;
какие
существуют носители информации;
функции
языка как способа представления информации;
что
такое естественные и формальные языки;
как
определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
что
такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить
примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности,
живой природы и техники;
определять
в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить
примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять
информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать
количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться
клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на
компьютере;
состав основных устройств компьютера, их
назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и
его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера
(биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой
компьютера;
принципы организации информации на внешних
носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его
состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер, пользоваться
клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе:
пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из
программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и
каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование,
поиск;
использовать антивирусные программы.
Учащиеся
должны знать:
что такое модель; в чем разница между
натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления
информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся
должны уметь:
приводить
примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться
в таблично организованной информации;
описывать
объект (процесс) в табличной форме для простых случаев
|
Выпускник
научится:
• использовать
термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать
размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от
них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
• записывать
в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать
и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать
основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с
примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу
между математической (формальной) моделью объекта и его натурной
(«вещественной») моделью, между математической (формальной)
моделью объекта/явления и его словесным (литературным)
описанием;
• узнать о том, что любые
данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа,
например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как
информация (данные) представляется в современных компьютерах;
• познакомиться с двоичной
системой счисления;
• познакомиться
с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами
|
Алгоритмы
и элементы программирования
|
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой
науки;
сущность кибернетической схемы управления с
обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль
алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы,
учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции:
следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов;
технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации
и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления
определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать
описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для
известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и
циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и
использовать вспомогательные алгоритмы.
Учащиеся должны знать:
основные
виды и типы величин;
назначение
языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
правила
оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
последовательность
выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать
с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять
несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять
несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать
и исполнять программы в системе программирования.
|
Выпускник
научится:
|
• понимать
термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать
различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить
модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать
возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать
термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система
команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения
отказа при выполнении команды);
• составлять
неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на
выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать
логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать
(формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных
• создавать
алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления
(условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и
простые величины;
• создавать
и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной
среде программирования.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с
использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими
структурами;
• создавать программы для
решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне
её.
|
||
Использование
программных систем и сервисов
|
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на
компьютере;
состав основных устройств компьютера, их
назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и
его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера
(биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой
компьютера;
принципы организации информации на внешних
носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его
состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер, пользоваться
клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе:
пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из
программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и
каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование,
поиск;
использовать антивирусные программы.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации
в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых
процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов
(ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена,
работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из
текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом,
допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с
диска, выводить на печать.
|
Выпускник научится:
• базовым
навыкам работы с компьютером;
• использовать
базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов
программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии);
• знаниям,
умениям и навыкам для работы на базовом уровне с различными программными
системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и
сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с
программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать
текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы,
презентации и т. п.;
• познакомиться с
примерами использования математического моделирования и компьютеров в
современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и
космонавтика, физика и т. д.).
|
Работа в
информационном пространстве
|
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с
информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем
счисления);
основные этапы развития компьютерной техники
(ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной
безопасности.
Учащиеся должны уметь:
регулировать свою информационную
деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
|
Выпускник
научится:
• базовым
навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при
решении учебных и внеучебных задач;
• организации
своего личного пространства данных с использованием индивидуальных
накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
• основам
соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с
принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между
компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с
постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация,
подкреплена ли она доказательствами; познако-миться с возможными
подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника,
сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в
сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о
тенденциях развития ИКТ.
|
А где вывод?
ОтветитьУдалить